Провозглашение государственного суверенитета Республики Беларусь в 1991 году потребовало создания Национальной системы образования. Важнейшим шагом в её становлении стало принятие Закона «Об образовании в Республике Беларусь.
Зарождаются новые положительные тенденции в воспитании детей и молодежи. В их числе: возрождение интереса к белорусской культуре и языку, создание разнообразных типов учебных заведений. Так, если в 1990-1991 учебн. г. из 8 русскоязычных школ только в Бытенской СШ два класса (44 учащихся) начали учиться на белорусском языке, то в 1991-1992 учебном году было открыто 26 первых белорусских классов (656 учащихся, 92%). В 1992-1993 учебном году. г. все 29 первых классов (717 учащихся) в школах с русским языком обучения стали белорусскоязычными, кроме Вольковской начальной школы. В связи с переходом первых классов на белорусский язык обучения в 17 русскоязычных детских садах старшие группы и 12 групп разного возраста стали белорусскоязычными. В 1992-1993 учебном году во всех 39 детских садах образовательный процесс осуществлялся на белорусском языке. Начали открываться классы с углубленным изучением белорусского языка и литературы.
Процессу белорусизации содействовали курсы по выбору, факультативы по белорусскому языку и литературе, национальной культуре, краеведению, например, факультатив «Беларускі фальклор» работал в Яглевичской и Гощевской средних школах, Вулька-Телеханской, Подстаринской школах, «Спадчына роднага краю» в СШ № 1и № 3, Погорской школе. Кроме этого, в школах района проводились занятия по интересам «Беларускі фальклор», «З гісторыі маёй рэспублікі», «Беларускіе народные гульні», «Беларусазнаўства», «Народныя абрады», «Беларускіе народныя традыцыі», «Народныя казкі», «Таямніцы роднай мовы», в программах занятий которых были народные колыбельные, развлекалки, считалки, пословицы и поговорки, народные приметы, народные игры, обряды. Помогали в работе по возрождению национального языка и культуры школьные музеи, уголки, фольклорные коллективы: литературно-этнографический музей в СШ № 3, историко-краеведческие музеи в Бытенской, Домановской, Любищицкой, Коссовской, Добромысльской, Обровской, Речковской средних школах, музеи этнографии и быта в Омельнянской, музей хлеба в Любищицкой СШ, комната П. Пестрака в Милейковской, этнографические уголки в СШ № 4, Выгонощанской, Святовольской, Квасевичской, Телеханской школе - интернате. В них собраны национальная одежда, полотенца, орудия труда и другие предметы крестьянского быта.
Школьная реформа 1998 г. определила переход к обучению детей с 6 лет; внедрение 12 – летней модели школьного образования.
В ходе школьной реформы 1998 г. был осуществлен переход к обучению детей с 6 лет. Это обусловило необходимость подготовки к школе детей пятилетнего возраста и вызвало развитие такого типа учебного заведения, как детский сад-школа. В районе функционирует две школы-сада: Заполянская средняя и Гривденская начальная, где созданы условия для воспитания и обучения детей.
Для реализации права детей с особенностями психофизического развития на получение своевременной коррекционно-реабилитационной помощи с 1 сентября 1999 г. открыт центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. По состоянию на 01.04.2001 г. обследовано 1033 детей.
В школах района функционирует 3 пункта коррекционно-педагогической помощи, с 01.09.2000 г. на базе СШ № 3, № 4 г. Ивацевичи, Любищицкой школы открыто 3 подготовительных класса интегрированного обучения.
С целью создания благоприятных условий для развития творческого. интеллектуального потенциала учащихся, обеспечения повышенного уровня общего среднего образования с 1 сентября 1999 года открыт лицей по 3 профилям: физико-математический, филологический, химико-биологический.
С 1 сентября 2000 года открыт учебно-методический кабинет районного отдела образования (заведующий Л.Г.Иванец).
В 2000/2001 учебном году в Ивацевичском районе функционировало 87 учреждений образования.
Детские сады |
34 |
2375 детей |
Школы, в том числе: |
47 |
105558 учащихся |
- Начальные |
6 |
|
- Базовые |
11 |
|
- Средние |
29 |
|
- Лицей |
1 |
|
- Внешкольные учреждения |
3 |
|
- Учебно – производственные комбинаты |
3 |
|
В 2000-2001 учебном году охват детей шестилетнего возраста подготовительными классами составляет 99,3%.
В 25 школах (60,98%) ведется обучение ряда предметов на профильном и углубленном уровне, в 8 школах изучение иностранного языка ведется с начальных классов, 53,5% (5 643 учащихся) охвачены факультативными занятиями и курсами по выбору.
С каждым годом увеличивается количество школ с различными нормами дифференциации. В сельских школах организовано 22 профильные группы.
В школах района открыто 11 классов и 4 группы физико-математического профиля, 5 классов и 12 групп филологического профиля, 3 класса и 4 группы экономического профиля, а также ряд других профилей.
В 11 школах проводится апробация новых педагогических технологий. Технология «Шаг за шагом» апробируется в средних школах № 1, № 4 г. Ивацевичи. В средней школе №3 внедряются активные методы обучения младших школьников курсу «Здоровый образ жизни». Средние школы № 1, № 3, № 4 г. Ивацевичи и Телеханская СШ проводят апробацию социально-технологической модели системы школьно-семейного воспитания «Ориентир», а педагогический коллектив СШ № 1 г. Ивацевичи апробирует свою модель воспитательной работы школьников с учетом региональных особенностей.
На базе детских садов № 4, № 6 г. Ивацевичи проводится апробация и внедрение технологии «Первый шаг», на базе детского сада № 1 - технологии М.Монтессори.
В районе ведется определенная работа по выполнению региональной программы «Информатизация системы образования». В 22 средних и 2 базовых школах модернизированы классы «КОРВЕТ».
Воспитанники "Телеханский ясли-сада №2"
Выпуск Зеленоборской СШ. 1994 г.
ГУО "Коссовский межшкольный учебно - производственный комбинат"
ГУО "Средняя школа № 1 г. Ивацевичи им. В.Гука"
Деятельность школьного музея истории образования района и истории СШ № 3 г. Ивацевичи
Зеленоборская СШ
Многопрофильный лицей Ивацевичского района
Профессиональная ориентация учащихся
Учащиеся СШ № 3 г. Ивацевичи представляют район на Дне белорусской письменности