У истоков образования

Образование в западнобелорусских землях, к которым относились земли современного Ивацевичского района, в XVI – XVII вв. имело большое значение для развития белорусской культуры. Это был период становления белорусской нации, что особенно ярко проявилось в развитии белорусского языка, широко использовавшегося в общественно – политической жизни ВКЛ.

Под влиянием экономических, социальных, политических и этнических процессов на территории Ивацевичского края формировалась определённая образовательная система, которая имела свои особенности.

XVI-XVII века определялись деятельностью государственных и религиозных объединений по вопросам образования.   Создавались разные типы школ: православные, католические, протестантские, братские и униатские. Деятельность этих школ способствовала развитию светского образования, письменности, духовному развитию народа, которое развивалось в условиях борьбы между православием, католицизмом и реформаторским движением.

После заключения Брестской церковной унии в 1596 году, постепенно началось расширение и укрепление униатской церкви. Униаты имели Базилианский орден, который  создавал свои школы.

В местечке Бытень существовал монастырь базильян, который был основан 1609-1613 гг. и при котором функционировала Бытенская школа. Это первое на территории Ивацевичского края  учреждение образования пользовалась  широкой известностью и авторитетом. В школе учили писать и  читать, главной задачей было научить монахов дисциплине (послушанию), молитве, подчинению правилам ордена.

Бытень. Базилианский  монастырь. XVIII век

После того, как  территория белорусских земель вошла в состав Российской империи, была проведена реформа системы образования. 

Первые документально подтверждённые сведения  о школах на территории Ивацевичского края относятся к первой половине XIX века. Так, исполняющий обязанности Целеханского благочинного, православный священник Максим Тихонович в своем  раппорте  в Минскую духовную консисторию 20 декабря 1853 года сообщил о действующих на территории  благочиния  так называемых поселенских школах:

«…в покорности припровождаю в Духовную консисторию  ведомости о поселянских училищах, состоящих при Церквах: Обровской Крестовоздвиженской и при вверенной мне Глиннянской Богородичной».

К своему раппорту М. Тихонович прилагает две ведомости о поселенских школах при церквях в деревнях Оброво и Глинная. Согласно этим документам, первым на территории Ивацевичского края было поселенское училище в д. Оброво, открытое 5 сентября 1843 года. На момент составления представленной информации в школе получали образование 6 учеников.  Обязанности учителя исполнял православный священник Семён Шимоновский. Школа в деревне  Глинная была открыта 1 ноября 1849 года. Учитель школы - священник Максим Тихонович, в школе обучались 7 учеников.

Изменения после отмены крепостного права в 1861 году требовали повышения образовательного уровня народа,  который  понимал  хорошие перспективы образованного человека. На фоне скромных сведений о состоянии образования на территории губернии, малое количество учебных учреждений,  впечатляет настойчивое стремление простого народа к науке. Из официальных документов известно, что народные училища открываются на средства крестьян и были очень востребованы.

В 1875 году на нашей территории существовали  народные училища: Бытенское, Добромысльское, Миловидское, Ивацевичское (или Алексеевское), Белавичское, Коссовское,  Гощевское, Бусяжское; Любищицкое сельское училище;  Альбянское и Хорощанское училища. Так же во второй половине XIX века народные училища были открыты в Телеханах, Гортоле, Выгонощах, Святой Воле.

Значительное внимание в расширении образования среди крестьянского населения отыгрывали церковно-приходские училища, которые, согласно «Правилам о церковноприходских школах» (от 13.06.1884г.), делились на одноклассные с 2-летним и двухклассные с 4-леним курсами обучения. В них преподавался закон Божий, церковное песнопение, чтение церковного и гражданского печатного и рукописного текста, начальные сведения по арифметике, сведения из церковной и российской истории.  С 01.04.1902 года курс обучения в одноклассных церковно-приходских школах увеличен  до 3 лет, а в двухклассных – до 5 лет.

Церковно-приходская школа

На территории существовали церковно-приходские школы: д. Вулька Телеханская, д. Гортоль, д. Краи, д. Речки, д. Великая Гать, д.Заполье, д. Гнойное (сегодня Вишнёвка), д. Бобровичи, д. Мироним,   д.Любищицы, Коссово, д. Яглевичи другие.

 

Свидетельства об окончании церковно-приходской школы

В народных училищах и  церковно-приходских  школах обучение не было направлено на достижение высокого образовательного уровня,  главное в образовании крестьянских людей - воспитание христианских чувств, знания и выполнения требований православной веры и надежности в отношении к государству.

Постепенно количество сельских народных училищ росло. В «Памятной книжке Гродненской губернии на 1903 год» помещен список сельских народных училищ: Альбянское, Буленское, Бусяжское, Бытенское, Белавичское, Голынское, Гощевское, Добромысльское, Житлинское, Заполье-Говейновицкое, Коссовское 2-классное, Любищицкое, Приборовское, Подстаринское, Хорощанское, Хорощевицкое.

В 1914 году народные училища: Александровское, Бусяжское 2-классное, Буленское, Бытенское 2-классное, Белавичское, Гощевское, Галынское, Добромысльское, Житлинское, Коссовское 2-классное, Любищицкое, Приборовское, Подстаринское, Погорское, Хорощанское, Галенчицкое, Квасевичское, Ходаковское.

Свидетельство об окончании народного училища

Инструкциями об  организации народных школ требовалось преподавание в них основ веры, при этом должен был быть  организован надзор за преподаванием этих вопросов со стороны местных священников. Поэтому очень часто обязанности учителей исполняли местные священники, они были преподавателями Закона Божьего, и в значительном количестве начальных училищ  исполняли и обязанности учителей.

Свидетельством  этому является  список начальных училищ Слонимского повета на 5 июня 1914 года, который содержит  сведения о количестве училищ, о преподавателях Закона Божьего (законоучителях), которые преподавали и следили за процессом обучения, и учителях-преподавателях.

  № п/п

Начальное училище

Преподаватели закона Божьего

Учитель-преподаватель

преподают

наблюдают

  1.       

  Альбянское

 

  С.Сухотский

  А.Девитская

  2.       

  Булянское

 

  Отец   А.Волковский

  А.Левчук

  3.       

  Бусяжское 2-классное

 

  Отец А.Чедной

  С.Грецкий

  З.Щеголева

  4.       

  Бытенское 2-классное 1-е

  Отец М.Юзвук

 

 

  5.       

  Бытенскае 1-классное 2-е

 

 

  6.       

  Белавичское 1-е

Отец   Е.Балабушевич

 

 

  7.       

  Белавичское 2-е

 

 

  8.       

  Гляденневское

 

  А.Савицкий

  В.Онуфриев

  9.       

  Гощевское 1-е

Отец   Ст.Демьянович

 

 

  10.   

  Гощевское 2-е

 

 

  11.   

  Добромысльское 1-е

Отец А.Савицкий

 

 

  12.   

  Добромысльское 2-е

 

 

  13.   

  Домановское

 

Отец Д.Ивацевич

  П.Бендовский

  14.   

  Житлинское

Отец А.Недельский

 

 

  15.   

  Квасевичское

 

Отец С.Сухотский

  С.Николайчук

  16.   

  Коссовское 2-классное 1-е

Отец А.Ступницкий

 

 

  17.   

  Коссовское 2-классное 1-е

 

 

  18.   

  Любищицкое

 

 

 

  19.   

  Подстаринское

Отец М.Изветиков

 

 

  20.   

  Приборовское

Отец Д.Ивацевич

 

 

  21.   

  Рудское

  Отец Крейдич

 

 

  22.   

  Скуратовское

 

Отец А.Ступницкий

  К.Дацкевич

  23.   

  Хорощанское

 

Отец А.Волковский

  Т.Бутько

  24.   

  Яблонское

 

Отец А.Недельский

  А.Бендовская

 

Как видно в приведенных данных,  в начальных школах катастрофически не было достаточно учителей, личность которого имела авторитет среди местного населения, причем не только крестьянского, с мнением учителя считались все местные органы государственного управления.

Известно, что народные училища финансировались за счёт средств, которые поступали от крестьянских сборов. В Сведениях о местных средствах на удержание начальных училищ Слонимского повета Гродненской губернии Министерство народного просвещения  на 19 апреля 1915 года имеется информация о школах и средствах, собранных на удержание этих школ, что отображено в таблице:

   №

  п/п

Название училища

Год открытия

Волость

Местных средств

Р

К

   1.       

  Алексеевское нар. уч.

1861

  Боркинская

15

84

   2.       

  Альбянское нар.уч.

1865

  Коссовская

69

 

   3.       

  Буленское нар.уч.

1902

  Коссовская

120

36

   4.       

  Бусяжское 2-кл. нар.уч.

1863

  Коссовская

164

 

   5.       

  Бытенское 2-кл.нар.уч.

1862

  Бытенская

51

50

   6.       

  Белавичское нар. уч.

1863

  Коссовская

102

90

   7.       

  Гощевское нар. уч.

1865

  Коссовская

48

 

   8.       

  Добромысльское нар.уч.

1862

  Добромысльская

8

 

   9.       

  Житлинское нар.уч.

1885

  Гичицкая

276

50

   10.   

  Коссовское 2-кл.м.уч.

1863

  Коссовская

143

57

   11.   

  Любищицкое 2-кл.м.уч.

1861

  Боркинская

30

 

   12.   

  Миловидское нар.уч.

1863

  Добромысльская

17

 

   13.   

  Приборовское 2-кл.м.уч.

1902

  Бытенская

30

 

   14.   

  Подстаринское нар.уч.

1900

  Боркинская

65

 

   15.   

  Хорощевицкое нар.уч.

1864

  Коссовская

33

5

   16.   

  Хорощанское нар.уч.

1902

  Деречинская

45

 

 

После введения земств на территории Беларуси на Ивацевичской земле начали организовываться земские школы, которые находились под опекой поветовых земств, например, Вулька-Телеханское земское училище. Постепенно вся тяжесть по организации и финансировании системы образования перешла на земства. Земства занимались и организацией новых школ. Например, согласно выписке Второго чрезвычайного Пинского уездного земского собрания от 16.09.1911 г. «Об определении пунктов для открытия в текущем 1911 году 17 новых народных училищ и 14 вторых комплектов к существующим училищам», согласно заключению инспектора народных училищ, заседание посчитало необходимым открыть новые народные училища, в том числе в д. Коланск Святовольской волости. 31 декабря 1912 года по заявлению инспектора народных училищ, решили открыть второй комплект народного училища в д. Вулька Телеханская.

Земские власти также заботились об учебно-методическом обеспечении народных училищ. Самая большая забота была проблема школьных зданий, которая постоянно рассматривалась в земских управах.

Таким образом, власть, учитывая общественно-политическую значимость образования, проявляли беспокойство в отношении к организации школьного образования.

 В начале ХХ века среди жителей Ивацевичского края начало возникать  желание повысить образовательный уровень своих детей и открыть учебные заведения больше высокого статуса, чем народное училище.  27 января 1908 года на имя директора народных училищ было направлено письмо, в котором содержался запрос об открытии школы «повышенного типа городского 4-классного училища по положению 1972 г., которая давала бы детям больше знаний и была доступной даже  бедным  в Телеханах  с начала 1908-1909 учебного года».

Во второй половине XIX – начале ХХ века  в системе образования ощущалась острая нехватка педагогических кадров. Кадры для регионов готовила Свислочская учительская семинария, очевидно, на территории нашего района работали выпускники этого учебного заведения. Например, в 1915 году в Свислочской учительской семинарии преподавали  9 педагогов, «учащих», как их тогда называли, получали образование  136 учащихся мужского пола, из них 2 происходили из дворян и чиновников, 1 из числа духовенства, 5 – городского сословия, 128 – сельского.

Поветовые руководители образования часто обращались в Министерство народного просвещения с просьбой решения кадровых вопросов.

Также государственные органы стремились поддержать народные училища финансовыми средствами. Например, Министерство народного просвещения  начальных народных училищ Слонимского повета на 1916 год были запланированы затраты па 700 руб. на каждый класс следующих училищ: Бытенское 2-классное училища имело 3 класса, должно было получить 2100 руб.; Бусяжское 2-классное – 1400 руб.; Гляденневское  - 700 руб.; Гощевское 1-классное имело 2 класса – 1400 руб.; Добромысльское  1-классное имело 2 класса 1400 руб. ; Подстаринское-700 руб.

Первая мировая война принесла большие потери белорусскому народу и системе образования. В связи с наступлением немецких войск и оккупацией западной части белорусских земель учителя мужского пола были мобилизованы в армию, где составляли основу молодого офицерского состава. Патриотический порыв звал учителей женщин в медицинские и санитарные части. На должности призванных на военную службу были назначены лица, которые имели соответствующее образование и до этого работали на других педагогических должностях. Позже, те учителя,  кто не был призван в армию, были эвакуированы на восток.  Педагоги сохраняли за собой свои учительские должности и зарплату, а те, кто на новых местах получали должности мобилизованных в армию учителей, получали надбавки.  

По состоянию на 8 декабря 1914 года были мобилизованных в армию   педагоги Яблонского, Хорощанского, Александровского и Буленского народных училищ, Бусяжского, Бытенского и Коссовского 2-классных училищ. На должности призванных  на военную службу назначались личности, которые имели соответствующее образование и до этого трудились на вторичных педагогических должностях.

Позже те педагоги, кто не был привлечен к службе в армии, были эвакуированы на восток.

Важно отметить то, что педагоги сохраняли за собой свои учительские должности и оклады, а те, кто на новых местах устраивались на должности мобилизованных  в армию педагогов, получали доплаты.

Доходы преподавателей начальных народных училищ Слонимского повета  иллюстрируются таблицей:

Название училища

Имя и Фамилия

Зарплата

Квартир-

ные

Обучение

Закону

Божьему

Прибавка

пятилетняя

Срок службы по МНП:

руб.

коп.

руб.

коп.

руб.

коп.

руб.

коп.

  Александровское

  Александр          Курман

27

70

7

50

5

 

 

 

01.02.1914

  Альбянское

  Александра

  Девицкая

27

70

7

50

 

 

9

40

01.09.1902

  Булянское

  А.Станчук

27

70

7

50

 

 

 

 

01.10.1904

  Бусяжское

  2-классное

  Сергей Грецкий

32

40

7

50

10

 

9

40

01.10.1903

  Лука Зыков

27

70

7

50

 

 

4

70

 

  Бытенское

  2-классное

  А.Лопата

32

40

7

50

15

 

4

70

01.10.1908

  Н.Ануфриева

27

70

7

50

 

 

 

 

01.10.1911

  А.Шкребций

27

70

7

50

 

 

 

 

01.10.1913

  Белавичское

  2-классное

  В.Узловский

32

40

7

50

10

 

9

40

01.10.1903

 Н.Балабушевич

27

70

7

50

 

 

 

 

01.10.1912

  Гледенневское

  А.Иллюкевич

20

70

7

50

5

 

 

 

16.01.1915

  Говейновицкое

  С.Заломай

32

40

7

50

10

 

4

70

01.10.1908

  М.Искрик

27

70

7

50

 

 

 

 

01.11.1912

  Голынское

  А.Поташук

27

70

7

50

5

 

4

70

01.12.1906

  Гошчевское

  И. Сухоцкий

32

40

7

50

10

 

4

70

01.10.1908

  Л. Баровская

27

70

7

50

 

 

 

 

 

  Добромысльское

  В. Навценя

32

40

7

50

10

 

4

70

01.10.1907

  С. Мукосей

27

70

7

50

 

 

4

70

01.10.1911

  Домановское

  П.Бендовский

27

70

7

50

5

 

4

70

01.10.1907

  Житлинское

  П.Шила

27

70

7

50

 

 

4

70

16.10.1908

  Квасевичское

  С.Николайчук

27

70

7

50

5

 

4

70

16.11.1911

  Коссовское

  2-классное

  В.Левошевич

32

40

7

50

15

 

4

70

01.10.1909

  В.Левошевич

27

70

7

50

 

 

4

70

20.10.1912

  А.Анисько

27

70

7

50

 

 

 

 

01.04.1915

  Любищицкое

  К.Колишак

32

40

7

50

10

 

18

80

16.09.1890

  И.Волощик

27

70

7

50

 

 

 

 

01.09.1913

  Подстаринское

  Л.Орлова

7

50

7

50

5

 

9

40

13.10.1903

  Приборовское

  С.Ягнешко

32

40

7

50

10

 

4

70

01.10.1908

  В.Петручик

7

50

7

50

 

 

 

 

01.10.1914

  Сеньковичское

  М.Козлов

27

70

7

50

5

 

4

70

01.10.1909

  Скуратоское

  А.Дацкевич

27

70

7

50

5

 

 

 

01.10.1912

  Хорошевичское

  Е.Кононюк

27

70

7

50

5

 

4

70

01.03.1908

  Хорошевчицкое

  Ф.Гергилевич

27

70

7

50

5

 

4

70

01.10.1911

  Хорощанское

  Т.Бутько

27

70

7

50

5

 

4

70

01.10.1908

  Яблонское

  М.Маковский

27

70

7

50

5

 

4

70

01.09.1901

 

В 1916 году большинство педагогов мужского пола были в армии. В архивных документах того времени напротив многих стояла пометка «на войне»: А. Станчук, А. Лапата, Грецкий, В. Узловский, В. Навценя, П. Бендовский, П. Шило. В армии находились С. Николайчук, В. Левошевич, С. Ягнешко. Учительница Белавичского училища  Н. Балабушевич трудилась сестрой милосердия в комитете Юго-Западного фронта, Мукасей, учительница Добромысленского училища, служила в Колужском военно-промышленном комитете. М. Маковский, учитель Яблонского училища, считался пропавшим без вести.

Первая мировая война разрушила относительно стройную систему образования на территории Западной Беларуси, в том числе на территории  нынешнего Ивацевичского района. Говорить о полноценном обучении детей на оккупированных территориях    не приходится. Известно, что в условиях немецкой оккупации начали создаваться белорусскоязычные школы, что даёт основание утверждать о начале становления национального образования на белорусских землях.

поделиться в: